Зарубежная литература и литература Франции

24 мая 2012 -

Вопросы к экзамену по литературе
Вопросы к зачету по литературе Франции

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1. Героический эпос. Рыцарская литература.

Практическое занятие 1. Песнь о Роланде как эпическое произведение.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Характеристика французского феодального общества VIII-XII веков.

2. Понятие эпос. Эпические циклы во французской литературе средневековья, их тематика.

3. История создания «Песни о Роланде», родовые черты героического эпоса в «Песне о Роланде».

4. Образ Роланда (облик, поведение в бою, прощание с мечом, кончина).

5. Образ Ганелона. (Эпизоды, в которых проявляется его сущность. Описание суда над Ганелоном).

6. Воплощение идеи государственного единства в образе Карла.

7. Стилистические особенности «Песни о Роланде».

Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:

Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.

Ролевая игра. Роли: Роланд, Ганелон, Карл, Оливье, Марсилий.

Круглый стол «Рыцарский роман».

 

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 4-6.

 

Тема 2. Куртуазная лирика и куртуазный роман.

Практическое занятие 2. Рыцарская лирика.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

Идеальное и реальное представление о рыцарстве.

Основные жанры куртуазной литературы.

Общая характеристика куртуазного романа. Его тематика, циклы.

Источники романа о Тристане и Изольде, его авторы и переводчики.

Назовите основные эпизоды романа, расскажите о его основных образах. Докажите, что в романе любовь предстает сильнее законов, разлуки и смерти.

 

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 7-10.

 

Тема 3. Особенности позднего Средневековья во Франции.

Практическое занятие 3. Поэзия Ф. Вийона

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

Тематика и образы поэзии вагантов.

Основные темы творчества Вийона, его излюбленные жанры: баллада, рондо, послание, спор. Дайте определение жанров, приведите их образцы.

Определите тему «Баллады о дамах былых времен», выпишите имена персонажей. Определите систему рифм.

Покажите место лирического героя — moi.

Сравните переводы баллады между собой и с подлинником. Выявите основную мысль стихотворения. Как достигается ее четкость: композиционно, линейно, фонетически?

 

Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:

Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.

Проект. Участники представляют средневековых поэтов (на выбор).

 

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 12-16.

 

Тема 4. Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Практическое занятие 4. Отражение гуманистических идей в романе Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль».

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Исторические границы французского Возрождения, его этапы и особые черты.

2. История создания романа, краткая характеристика его пяти книг, изменение сюжета.

3. Трактовка в романе мечты о гармоничном человеке (восхищение плотскими радостями бытия, вера автора в возможности человеческого разума и прогресса, программа развивающего воспитания и обучения).

4. Особенности образной системы романа.

5. «Телемское аббатство». Основная заповедь Телема, ее отличие от анархистского понимания свободы. Проявление в телемитах черт людей Ренессанса.

6. Утопичность мечты Рабле. Роль гротеска в описании Телема.

7. Обличение средневековой схоластики, суда, образования.

8. Изображение феодальных войн, роль гиперболы и пародии в осмеянии мечты агрессоров (Пикрохол, Анарх) о мировом господстве.

9. Особенности языка Рабле; выражения из романа, ставшие поговорками.

10. Оценка значения творчества Рабле в книге М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле».

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 18-25.

 

Тема 5. Эстетический климат эпохи классицизма.

Практическое занятие 5. Жанр трагедии в литературе XVII века «Федра» Ж.Расина.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

 

1. Особенность жанра трагедии в эстетике классицизма.

2. История сюжета «Федры», ее место в творчестве драматурга.

3. Роль страсти и долга в пьесе «Федра».

4. Система образов трагедии.

5. Образ Федры как центральный в системе образов трагедии. История взаимоотношений Федры и Тесея, Федры и Ипполита.

6. Проявление принципов классицизма в развитии сюжета.

7. История постановок «Федры» в России.

Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:

1. Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.

2. Круглый стол «Прошлое, настоящее и будущее трагедии».

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 37.

 

Тема 6. Просвещение и литература XVIII века.

Практическое занятие 6. «Кандид или Оптимизм» Вольтера как философская повесть.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

 

1. Истоки философских повестей Вольтера, их жанровое своеобразие.

2. Философские проблемы и позитивные предложения Вольтера.

3. Развенчание философии мировой гармонии Лейбница.

4. Сущность философии Мартена, отношение к ней Вольтера.

5. Философское содержание образа Кандида.

6. Природа вольтеровского оптимизма.

Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:

1. Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.

2. Круглый стол «Герой Нового времени».

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 44.

 

Тема 7. Романтизм.

Практическое занятие 7. «Рюи Блаз»

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

Какие положения «Предисловия» к «Кромвелю» легли в основу эстетики романтической драмы?

Дайте определение гротеску, контрасту, местному колориту. Приведите примеры из произведений фр.романтиков.

Определите «местный колорит» драмы «Рюи Блаз». Проанализируйте обращение с единством места, времени и действия.

Назовите основной конфликт драмы.

Почему Рюи Блаз романтический герой? Выпишите из текста его романтические характеристики.

Приведите примеры гротеска и контраста в пьесе.

Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:

1. Круглый стол «Романтический герой в мировой литературе».

 

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 64-68.

 

Тема 8. Реализм.

Практическое занятие 8. Изображение характеров и нравов в повести Бальзака «Гобсек».

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

 

1. Требования к искусству, предъявляемые Бальзаком в «Предисловии» к «Человеческой комедии».

2. Структура и тематика цикла «Человеческая комедия», место повести «Гобсек» в цикле.

3. Тема и идея повести.

4. Композиция и система образов повести.

5. Гобсек – маньяк скупости, приемы внешней характеристики и самохарактеристики.

6. Гобсек в ряду скупцов («скупой рыцарь» Пушкина, Плюшкин Гоголя), общечеловеческое и современное значение этих образов.

Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:

Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.

Круглый стол «Скупцы в мировой литературе».

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 79.

 

Тема 9. Литература конца XIX века.

Практическое занятие 9. Развитие исторической идеи в романе А.Франса«Остров пингвинов».

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Место романа «Остров пингвинов» в творчестве А.Франса.

2. Связь проблематики романа со временем его написания.

3. Парадоксальность авторской концепции истории. Парадоксы в романе и в нашей жизни.

4. «Остров пингвинов» — роман-памфлет.

5. Ирония и скептицизм А.Франса.

6. Пессимистический прогноз развития цивилизации.

7. Стилистические особенности романа.

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 104.

 

Тема 10. Литература начала XX века.

Практическое занятие 10. Идейно-художественный анализ повести А.Камю «Посторонний».

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Философская программа Камю 30-40-х годов.

2. Отражение экзистенциалистской концепции всеобщего абсурда в «Мифе о Сизифе».

3. Повесть «Посторонний» — жизненная реализация «Мифа о Сизифе».

4. Характеристика образа Мерсо.

5. Стилистическое своеобразие повести.

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 140.

Тема 11. Литература середины XX века.

Практическое занятие 11. Идейно-художественное своеобразие романа «Планета людей» А. де Сент Экзюпери.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Место романа в творчестве Сент-Экзюпери.

2. Трактовка названия романа, соотношение в нем мира человека и космоса.

3. «Планета людей» как лирическая проза. Характеристика лирического героя («Я»).

4. Истинные и мнимые ценности бытия.

5. Гуманизм Сент-Экзюпери.

6. Тема любви и ответственности за других.

7. Стилевое своеобразие романа.

8. Современность романа.

Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:

Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.

Дебаты «Ценности бытия в послевоенной литературе»

Литература:

Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 117.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!