Зарубежная литература и литература Франции
Вопросы к экзамену по литературе
Вопросы к зачету по литературе Франции
ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема 1. Героический эпос. Рыцарская литература.
Практическое занятие 1. Песнь о Роланде как эпическое произведение.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Характеристика французского феодального общества VIII-XII веков.
2. Понятие эпос. Эпические циклы во французской литературе средневековья, их тематика.
3. История создания «Песни о Роланде», родовые черты героического эпоса в «Песне о Роланде».
4. Образ Роланда (облик, поведение в бою, прощание с мечом, кончина).
5. Образ Ганелона. (Эпизоды, в которых проявляется его сущность. Описание суда над Ганелоном).
6. Воплощение идеи государственного единства в образе Карла.
7. Стилистические особенности «Песни о Роланде».
Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:
Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.
Ролевая игра. Роли: Роланд, Ганелон, Карл, Оливье, Марсилий.
Круглый стол «Рыцарский роман».
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 4-6.
Тема 2. Куртуазная лирика и куртуазный роман.
Практическое занятие 2. Рыцарская лирика.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
Идеальное и реальное представление о рыцарстве.
Основные жанры куртуазной литературы.
Общая характеристика куртуазного романа. Его тематика, циклы.
Источники романа о Тристане и Изольде, его авторы и переводчики.
Назовите основные эпизоды романа, расскажите о его основных образах. Докажите, что в романе любовь предстает сильнее законов, разлуки и смерти.
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 7-10.
Тема 3. Особенности позднего Средневековья во Франции.
Практическое занятие 3. Поэзия Ф. Вийона
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
Тематика и образы поэзии вагантов.
Основные темы творчества Вийона, его излюбленные жанры: баллада, рондо, послание, спор. Дайте определение жанров, приведите их образцы.
Определите тему «Баллады о дамах былых времен», выпишите имена персонажей. Определите систему рифм.
Покажите место лирического героя — moi.
Сравните переводы баллады между собой и с подлинником. Выявите основную мысль стихотворения. Как достигается ее четкость: композиционно, линейно, фонетически?
Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:
Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.
Проект. Участники представляют средневековых поэтов (на выбор).
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 12-16.
Тема 4. Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Практическое занятие 4. Отражение гуманистических идей в романе Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль».
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Исторические границы французского Возрождения, его этапы и особые черты.
2. История создания романа, краткая характеристика его пяти книг, изменение сюжета.
3. Трактовка в романе мечты о гармоничном человеке (восхищение плотскими радостями бытия, вера автора в возможности человеческого разума и прогресса, программа развивающего воспитания и обучения).
4. Особенности образной системы романа.
5. «Телемское аббатство». Основная заповедь Телема, ее отличие от анархистского понимания свободы. Проявление в телемитах черт людей Ренессанса.
6. Утопичность мечты Рабле. Роль гротеска в описании Телема.
7. Обличение средневековой схоластики, суда, образования.
8. Изображение феодальных войн, роль гиперболы и пародии в осмеянии мечты агрессоров (Пикрохол, Анарх) о мировом господстве.
9. Особенности языка Рабле; выражения из романа, ставшие поговорками.
10. Оценка значения творчества Рабле в книге М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле».
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 18-25.
Тема 5. Эстетический климат эпохи классицизма.
Практическое занятие 5. Жанр трагедии в литературе XVII века «Федра» Ж.Расина.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Особенность жанра трагедии в эстетике классицизма.
2. История сюжета «Федры», ее место в творчестве драматурга.
3. Роль страсти и долга в пьесе «Федра».
4. Система образов трагедии.
5. Образ Федры как центральный в системе образов трагедии. История взаимоотношений Федры и Тесея, Федры и Ипполита.
6. Проявление принципов классицизма в развитии сюжета.
7. История постановок «Федры» в России.
Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:
1. Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.
2. Круглый стол «Прошлое, настоящее и будущее трагедии».
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 37.
Тема 6. Просвещение и литература XVIII века.
Практическое занятие 6. «Кандид или Оптимизм» Вольтера как философская повесть.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Истоки философских повестей Вольтера, их жанровое своеобразие.
2. Философские проблемы и позитивные предложения Вольтера.
3. Развенчание философии мировой гармонии Лейбница.
4. Сущность философии Мартена, отношение к ней Вольтера.
5. Философское содержание образа Кандида.
6. Природа вольтеровского оптимизма.
Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:
1. Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.
2. Круглый стол «Герой Нового времени».
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 44.
Тема 7. Романтизм.
Практическое занятие 7. «Рюи Блаз»
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
Какие положения «Предисловия» к «Кромвелю» легли в основу эстетики романтической драмы?
Дайте определение гротеску, контрасту, местному колориту. Приведите примеры из произведений фр.романтиков.
Определите «местный колорит» драмы «Рюи Блаз». Проанализируйте обращение с единством места, времени и действия.
Назовите основной конфликт драмы.
Почему Рюи Блаз романтический герой? Выпишите из текста его романтические характеристики.
Приведите примеры гротеска и контраста в пьесе.
Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:
1. Круглый стол «Романтический герой в мировой литературе».
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 64-68.
Тема 8. Реализм.
Практическое занятие 8. Изображение характеров и нравов в повести Бальзака «Гобсек».
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Требования к искусству, предъявляемые Бальзаком в «Предисловии» к «Человеческой комедии».
2. Структура и тематика цикла «Человеческая комедия», место повести «Гобсек» в цикле.
3. Тема и идея повести.
4. Композиция и система образов повести.
5. Гобсек – маньяк скупости, приемы внешней характеристики и самохарактеристики.
6. Гобсек в ряду скупцов («скупой рыцарь» Пушкина, Плюшкин Гоголя), общечеловеческое и современное значение этих образов.
Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:
Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.
Круглый стол «Скупцы в мировой литературе».
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 79.
Тема 9. Литература конца XIX века.
Практическое занятие 9. Развитие исторической идеи в романе А.Франса«Остров пингвинов».
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Место романа «Остров пингвинов» в творчестве А.Франса.
2. Связь проблематики романа со временем его написания.
3. Парадоксальность авторской концепции истории. Парадоксы в романе и в нашей жизни.
4. «Остров пингвинов» — роман-памфлет.
5. Ирония и скептицизм А.Франса.
6. Пессимистический прогноз развития цивилизации.
7. Стилистические особенности романа.
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 104.
Тема 10. Литература начала XX века.
Практическое занятие 10. Идейно-художественный анализ повести А.Камю «Посторонний».
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Философская программа Камю 30-40-х годов.
2. Отражение экзистенциалистской концепции всеобщего абсурда в «Мифе о Сизифе».
3. Повесть «Посторонний» — жизненная реализация «Мифа о Сизифе».
4. Характеристика образа Мерсо.
5. Стилистическое своеобразие повести.
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 140.
Тема 11. Литература середины XX века.
Практическое занятие 11. Идейно-художественное своеобразие романа «Планета людей» А. де Сент Экзюпери.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Место романа в творчестве Сент-Экзюпери.
2. Трактовка названия романа, соотношение в нем мира человека и космоса.
3. «Планета людей» как лирическая проза. Характеристика лирического героя («Я»).
4. Истинные и мнимые ценности бытия.
5. Гуманизм Сент-Экзюпери.
6. Тема любви и ответственности за других.
7. Стилевое своеобразие романа.
8. Современность романа.
Интерактивное обучение по дисциплине. Рекомендуемые формы интерактивного занятия:
Работа в малых группах. Участники анализируют текст произведения, выполняют задания практикума.
Дебаты «Ценности бытия в послевоенной литературе»
Литература:
Кирнозе, З.И. Практикум по истории французской литературы: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / З.И. Кирнозе, В.Н. Пронин. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 117.
Нет комментариев. Ваш будет первым!