Практикум по теоретической грамматике французского языка
Лабораторное занятие 1. Введение в изучение теоретической грамматики французского языка.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Проанализируйте виды грамматических описаний.
3. Перечислите и охарактеризуйте единицы грамматического строя французского языка. Проиллюстрируйте различные отношения между грамматическими языковыми единицами.
4. Проанализируйте наиболее распространенные во французской лингвистике направления: логизм, психологизм, структурализм.
5. Назовите основные предпосылки возникновения структурализма и его предшественников.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Введение в изучение теоретической грамматики французского языка» проводится в виде круглого стола «Актуальные проблемы теоретической грамматики». Участники выступают с докладами и участвуют в обсуждении актуальных проблем теории языка.
Литература
Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 6-13.
Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. С. 6-18.
Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – C. 8-48.
Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 5-9.
Лабораторное занятие 2. Общая характеристика грамматического строя современного французского языка.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Приведите основные языковые классификации. Охарактеризуйте языки аналитические и синтетические.
3. Проанализируйте лингвистические средства выражения грамматических категорий основных частей речи.
4. Проиллюстрируйте лингвистические особенности слова в аналитических языках.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Общая характеристика грамматического строя современного французского языка» проводится в виде круглого стола «Грамматический строй современного французского языка». Участники выступают с докладами и участвуют в обсуждении проблематики единиц грамматического анализа. Анализ грамматических единиц проводится в форме работы в малых группах.
Литература
Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 25-46.
Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 18-32.
Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 92-155.
Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С.9-16.
Лабораторное занятие 3. Проблемы частей речи.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Сформулируйте и проиллюстрируйте своими примерами проблематику частеречной системы во французском языке.
3. Проиллюстрируйте способы выражения синтаксических связей в предложении: согласование, служебные слова, порядок слов.
4. Назовите и охарактеризуйте виды слов во французском языке.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Проблемы частей речи» проводится в виде круглого стола. Участники выступают с докладами и участвуют в обсуждении инвентаря и классификаций частей речи.
Литература
Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 25-46.
Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 18-32.
Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 92-155.
Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 34-49.
Лабораторное занятие 4. Имя существительное и его грамматические определители.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Дайте характеристики имени существительного как части речи.
3. Приведите и охарактеризуйте грамматические категории существительного. Назовите маркированные и немаркированные определители существительного.
4. Проанализируйте теории артикля (Гийом, Дамурет, Пишон, Брюно). Сформулируйте проблематику французского артикля.
5. Сформулируйте и проиллюстрируйте примерами грамматические особенности употребления определенного, неопределенного, партитивного артикля.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Имя существительное и его грамматические определители» проводится в виде работы в малых группах. Учащимся предлагается осуществить грамматический анализ существительных и их детерминативов.
Литература
Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 25-46.
Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 18-32.
Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 92-155.
Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 34-49.
Лабораторное занятие 5. Имя прилагательное как часть речи.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Приведите семантическую, морфологическую и синтаксическую характеристики прилагательного как части речи.
3. Приведите и охарактеризуйте грамматические категории прилагательного. Приведите формальные признаки качественных и относительных прилагательных, проиллюстрируйте их примерами.
4. Назовите и охарактеризуйте другие средства выражения признака качества предмета во французском языке.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Имя прилагательное как часть речи» проводится в виде работы в малых группах. Студенты анализируют функции и особенности употребления прилагательных.
Литература
1. Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 57-71.
2. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С.55-61.
3. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 210-229.
4. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 50-61.
Лабораторное занятие 6. Глагол и его грамматические категории.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Дайте характеристики глагола как части речи, назовите его морфологические и синтаксические признаки.
3. Проанализируйте традиционные классификации глагола, сравните их с классификацией по валентности.
4. Приведите и охарактеризуйте грамматические категории глагола и назовите проблемы, связанные с решением вопроса о средствах их выражения: наклонение, время, вид, лицо, число, залог.
5 Проанализируйте теории о сослагательном наклонении. Проиллюстрируйте примерами употребление сослагательного наклонения в современном разговорном языке.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Глагол и его грамматические категории» проводится в виде круглого стола «Грамматические категории глагола». Участники выступают с докладами и участвуют в обсуждении глагольной проблематики.
Литература
1. Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 85-97.
2. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 61-138.
3. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 272-399.
4. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 17-34.
Лабораторное занятие 7. Проблемы наречия в современном французском языке.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Дайте характеристику наречию как части речи. Назовите семантико-грамматические группы наречий, их функции.
3. Сформулируйте проблематику наречия как класса слов.
4. Проанализируйте параллельное употребление форм на – ment и неизменяемых форм прилагательных. Приведите примеры.
5. Проиллюстрируйте примерами трансформации, доказывающие грамматическую близость предлога, союза и некоторых наречий.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Проблемы наречия в современном французском языке» проводится в виде дебатов «Проблемы неизменяемых частей речи в современном французском языке». Участники представляют теории отечественных и зарубежных лингвистов по данной проблематике.
Литература
1. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 34-60.
2. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 233-271.
3. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 62-65.
Лабораторное занятие 8. Синтаксис современного французского языка.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Определите предмет изучения синтаксиса, назовите его единицы.
3. Проанализируйте основные синтаксические теории во французской грамматике.
Литература
1. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 34-60.
2. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 233-271.
3. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 62-65.
Лабораторное занятие 9. Словосочетания как единица синтаксиса.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Дайте определение и характеристику словосочетанию и синтагме. Назовите виды синтагм. Проанализируйте грамматические особенности словосочетаний как разновидности синтагм.
3. Проиллюстрируйте примерами связь предложения и словосочетания.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Словосочетания как единица синтаксиса» проводится в виде работы в малых группах. Участники анализируют основные синтаксические единицы: синтагму, словосочетание, предложение.
Литература
1. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 34-60.
2. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 233-271.
3. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 62-65.
Лабораторное занятие 10. Предложение как единица синтаксиса.
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.
2. Проанализируйте сочинительный, подчинительный и предикативный виды связи. Назовите критерии их выделения.
3. Выделите основные и второстепенные члены предложения. Назовите критерии их выделения.
4. Назовите и проиллюстрируйте примерами виды сложного предложения. Дайте характеристику и приведите классификации сложносочиненного предложения, сложноподчиненного предложения.
Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Предложение как единица синтаксиса» проводится в виде дебатов. Участники представляют теории отечественных и зарубежных лингвистов по данной проблематике.
Литература
1. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 34-60.
2. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 233-271.
3. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 62-65.
Нет комментариев. Ваш будет первым!