Практикум по теоретической грамматике французского языка

8 марта 2021 - ФИЯ БГПУ

Лабораторное занятие 1. Введение в изучение теоретической грамматики французского языка.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Проанализируйте виды грамматических описаний.

3. Перечислите и охарактеризуйте единицы грамматического строя французского языка. Проиллюстрируйте различные отношения между грамматическими языковыми единицами.

4. Проанализируйте наиболее распространенные во французской лингвистике направления: логизм, психологизм, структурализм.

5. Назовите основные предпосылки возникновения структурализма и его предшественников.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Введение в изучение теоретической грамматики французского языка» проводится в виде круглого стола «Актуальные проблемы теоретической грамматики». Участники выступают с докладами и участвуют в обсуждении актуальных проблем теории языка.

Литература

Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 6-13.

Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. С. 6-18.

Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – C. 8-48.

Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 5-9.

 

Лабораторное занятие 2. Общая характеристика грамматического строя современного французского языка.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Приведите основные языковые классификации. Охарактеризуйте языки аналитические и синтетические.

3. Проанализируйте лингвистические средства выражения грамматических категорий основных частей речи.

4. Проиллюстрируйте лингвистические особенности слова в аналитических языках.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Общая характеристика грамматического строя современного французского языка» проводится в виде круглого стола «Грамматический строй современного французского языка». Участники выступают с докладами и участвуют в обсуждении проблематики единиц грамматического анализа. Анализ грамматических единиц проводится в форме работы в малых группах.

Литература

Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 25-46.

Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 18-32.

Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 92-155.

Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С.9-16.

 

Лабораторное занятие 3. Проблемы частей речи.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Сформулируйте и проиллюстрируйте своими примерами проблематику частеречной системы во французском языке.

3. Проиллюстрируйте способы выражения синтаксических связей в предложении: согласование, служебные слова, порядок слов.

4. Назовите и охарактеризуйте виды слов во французском языке.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Проблемы частей речи» проводится в виде круглого стола. Участники выступают с докладами и участвуют в обсуждении инвентаря и классификаций частей речи.

Литература

Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 25-46.

Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 18-32.

Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 92-155.

Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 34-49.

 

Лабораторное занятие 4. Имя существительное и его грамматические определители.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Дайте характеристики имени существительного как части речи.

3. Приведите и охарактеризуйте грамматические категории существительного. Назовите маркированные и немаркированные определители существительного.

4. Проанализируйте теории артикля (Гийом, Дамурет, Пишон, Брюно). Сформулируйте проблематику французского артикля.

5. Сформулируйте и проиллюстрируйте примерами грамматические особенности употребления определенного, неопределенного, партитивного артикля.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Имя существительное и его грамматические определители» проводится в виде работы в малых группах. Учащимся предлагается осуществить грамматический анализ существительных и их детерминативов.

Литература

Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 25-46.

Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 18-32.

Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 92-155.

Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 34-49.

 

Лабораторное занятие 5. Имя прилагательное как часть речи.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Приведите семантическую, морфологическую и синтаксическую характеристики прилагательного как части речи.

3. Приведите и охарактеризуйте грамматические категории прилагательного. Приведите формальные признаки качественных и относительных прилагательных, проиллюстрируйте их примерами.

4. Назовите и охарактеризуйте другие средства выражения признака качества предмета во французском языке.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Имя прилагательное как часть речи» проводится в виде работы в малых группах. Студенты анализируют функции и особенности употребления прилагательных.

Литература

1. Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 57-71.

2. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С.55-61.

3. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 210-229.

4. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 50-61.

 

Лабораторное занятие 6. Глагол и его грамматические категории.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Дайте характеристики глагола как части речи, назовите его морфологические и синтаксические признаки.

3. Проанализируйте традиционные классификации глагола, сравните их с классификацией по валентности.

4. Приведите и охарактеризуйте грамматические категории глагола и назовите проблемы, связанные с решением вопроса о средствах их выражения: наклонение, время, вид, лицо, число, залог.

5 Проанализируйте теории о сослагательном наклонении. Проиллюстрируйте примерами употребление сослагательного наклонения в современном разговорном языке.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Глагол и его грамматические категории» проводится в виде круглого стола «Грамматические категории глагола». Участники выступают с докладами и участвуют в обсуждении глагольной проблематики.

Литература

1. Абросимова, Т.А. Хрестоматия по теоретической грамматике французского языка (на фр.языке) / Т.А. Абросимова. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с. – С. 85-97.

2. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 61-138.

3. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 272-399.

4. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 17-34.

 

Лабораторное занятие 7. Проблемы наречия в современном французском языке.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Дайте характеристику наречию как части речи. Назовите семантико-грамматические группы наречий, их функции.

3. Сформулируйте проблематику наречия как класса слов.

4. Проанализируйте параллельное употребление форм на – ment и неизменяемых форм прилагательных. Приведите примеры.

5. Проиллюстрируйте примерами трансформации, доказывающие грамматическую близость предлога, союза и некоторых наречий.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Проблемы наречия в современном французском языке» проводится в виде дебатов «Проблемы неизменяемых частей речи в современном французском языке». Участники представляют теории отечественных и зарубежных лингвистов по данной проблематике.

Литература

1. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 34-60.

2. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 233-271.

3. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 62-65.

 

Лабораторное занятие 8. Синтаксис современного французского языка.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Определите предмет изучения синтаксиса, назовите его единицы.

3. Проанализируйте основные синтаксические теории во французской грамматике.

Литература

1. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 34-60.

2. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 233-271.

3. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 62-65.

 

Лабораторное занятие 9. Словосочетания как единица синтаксиса.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Дайте определение и характеристику словосочетанию и синтагме. Назовите виды синтагм. Проанализируйте грамматические особенности словосочетаний как разновидности синтагм.

3. Проиллюстрируйте примерами связь предложения и словосочетания.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Словосочетания как единица синтаксиса» проводится в виде работы в малых группах. Участники анализируют основные синтаксические единицы: синтагму, словосочетание, предложение.

Литература

1. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 34-60.

2. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 233-271.

3. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 62-65.

 

Лабораторное занятие 10. Предложение как единица синтаксиса.

1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них.

2. Проанализируйте сочинительный, подчинительный и предикативный виды связи. Назовите критерии их выделения.

3. Выделите основные и второстепенные члены предложения. Назовите критерии их выделения.

4. Назовите и проиллюстрируйте примерами виды сложного предложения. Дайте характеристику и приведите классификации сложносочиненного предложения, сложноподчиненного предложения.

Интерактивное обучение по дисциплине. Лабораторное занятие по теме «Предложение как единица синтаксиса» проводится в виде дебатов. Участники представляют теории отечественных и зарубежных лингвистов по данной проблематике.

Литература

1. Васильева, Н.М. Теоретическая грамматика. Ускоренный курс / Н.М. Васильева, А.П. Пицкова. – М.: ВШ, 2009. – 299 с. – С. 34-60.

2. Гак, В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак – М.: Добросвет, 2008. – 862 с. – С. 233-271.

3. Тарасова, А.Н. Французский язык: Практикум по теоретической грамматике / А.Н. Тарасова, Е.А. Рощупкина, Н.Б. Кудрявцева. – М.: ВШ, 2003. – 204 с. – С. 62-65.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!