Добрый вечер! На дворе День учителя, и мы сегодня поздравляем всех своих учителей с этим святым праздником. И благодарны им на протяжении всей своей жизни за их бесконечный бескорыстный труд.
Сегодня гость «Простых вопросов» – молодая учительница благовещенской школы № 12, учительница французского и английского языка Анна ПОПОВКИНА.
Мы поговорим об обратной стороне учительской профессии: почему наша власть в таком неуплатном долгу перед учителями.
— Здравствуйте, Анна Владимировна!
— Здравствуйте.
— Несмотря ни на что, с праздником вас, с Днём учителя!
— Спасибо.
— А почему вы выбрали эту профессию?
— Мне всегда нравилась. Примером для меня была учительница иностранного языка. Я всегда хотела быть похожей на неё. Мне нравилось, как она преподаёт иностранный язык. Именно она привила любовь к английскому языку, и впоследствии я решила поступать в педагогический.
— Но вы же знали, что учитель – это, простите, синоним если не нищеты, то очень среднего уровня в нашей стране. Почему пошли?
— Явно не из-за денег.
— Тогда из-за чего?
— Просто нравится. Нравится работать с детьми, особенно с малышами. В этом году я взяла себе первый раз второй класс английского языка. Нравится объяснять им с самого начала, что есть ещё помимо русского и другие языки.
— Сколько человек выпускалось в вашей группе, когда вы заканчивали университет?
— Двенадцать.
— Сколько из них пришло работать в школу, знаете?
— Двое.
— Вот такая жизнь наша! А десять других куда пошли?
— Кто в армию, кто-то замуж, кто-то на другие места работы.
— Как вы думаете, почему только двое смелых, самоотверженных и, наверное, бесконечно влюблённых в эту профессию пошли работать в школу? Вы же наверняка общались на последнем курсе, что говорили ваши ребята, друзья?
— На самом деле, когда у нас была практика, на четвёртом и пятом курсе практика нравилась всем. В школу хотели идти многие. Но вот первая причина – именно заработная плата…
— Охладила юношеский пыл, да?
— Да. Хотелось многим чего-то большего.
— Анна Владимировна, какая у вас нагрузка?
— Моя нагрузка составляет 29 часов.
— Передо мной лежат ваши расчётки по зарплате. Смотрю, за сентябрь с 30-процентной надбавкой, о которой наше правительство просто неустанно говорит денно и нощно, вы получили на руки 8 600 рублей.
— Вообще-то там десять начислено.
— Начислено, не знаю сколько, но на руки молодой учительнице – 8 600. А что у вас, подоходный налог?
— Да, из десяти минус подоходный налог.
— Вот и всё. И в следующем месяце тоже будет 8 600?
— Это в начале так. После Нового года обещалось побольше, побольше.
— Это на сколько?
— Не знаю.
— Вы из Благовещенска?
— Нет.
— Что у вас с жильём, Анна? Честно?
— Честно? В поисках.
— На сегодняшний день просто ничего нет?
— Дело в том, что я ходила разговаривать и в отдел образования, и в администрацию города. Но мне ответили, что муниципального жилья нет в наличии. Правда, мне посоветовали программу «Помощь молодым специалистам». Когда я туда обратилась, мне сказали, что, к сожалению, я уже опоздала, поскольку надо было подать заявки до 1 сентября.
— А теперь как?
— Вот этот год будем снимать.
— А потом к следующему 1 сентября будете опять пытаться попасть в эту программу?
— Да, попытаюсь. Узнаю подробнее, что там и как.
— Реальная программа, на ваш взгляд?
— Как мне объяснили… В принципе в ней есть и плюсы и минусы. Плюсы в том, что государство наполовину оплачивает стоимость жилья, помогает с денежным сертификатом. Но минус в том, что я должна буду всегда работать в школе. То есть, если я ухожу из школы, то значит, должна буду вернуть стоимость государству. Но случаи разные бывают. Никто не застрахован.
— То есть не пять лет, не три года, не десять лет? Пожизненно?
— Да. Я должна буду работать в школе.
— Пожизненная крепостная учительница, получается. Хорошо, будете снимать в Благовещенске жильё. Сколько стоит сегодня комната в месяц в Благовещенске?
— Насколько я знаю, в центре комната стоит 6-7 тысяч рублей. Микрорайон, КПП – 5-6 тысяч. Зависит от квартиры, естественно.
— Даже берём 5 тысяч. У чёрта на куличках будет эта комната. Вы будете добираться на маршрутках, по темноте и по морозу. 8 600 вы получили, 5 000 отдали за жильё бабушке, дедушке. Как жить на 3 600?
— Ну, надо продолжать… На следующий год можно сдать на категорию. Это же не сразу. Вот я пришла и…
— Какую добавку к заработной плате вам даст категория?
— Я не знаю, но на тысячу-полторы больше.
— Она не спасёт.
— Можно взять на следующий год классное руководство. Сейчас можно как-то подрабатывать. У нас есть репетиторство.
— Средний возраст учителя в 12-й школе?
— У нас есть разные педагоги. У нас есть и молодые, которые выпустились 2-3 года назад, и в возрасте, конечно, у нас есть.
— Больше всё-таки молодых или в возрасте учителей?
— Но молодые тоже есть.
— В сельских школах, по-моему, вообще ситуация аховая.
— Нет желания.
— Сейчас подушевое финансирование ввели, и, по-моему, сельские учителя просто рыдают.
— То же самое и в моей ситуации. Я же преподаватель ещё и французского языка. К сожалению, родители не хотят, чтобы их дети изучали французский язык. В связи с тем, что у нас подушевая оплата, группы маленькие, и зарплата маленькая.
— И расчётка просто сиротская. Может ли такое быть, что вы расстанетесь с учительской профессией? Сегодня допускаете эту мысль?
— Пока я об этом не задумывалась, потому что целенаправленно шла работать в школу. Потому что я этого хотела. Но я не исключаю того, что могу уйти из школы. Всякое может в жизни случиться.
— И когда-нибудь надоест мотаться между подработками и считать последнюю сотню в кошельке.
— Пока не надоедает.
— Пока молодость и оптимизм побеждают. Когда чиновники говорят, что вот совсем скоро жить станет лучше, жить станет веселее, и вот на 30 процентов повысили зарплату… Кажется, тридцать – это не три процента, а в расчётку смотришь – ничего. Вообще, сколько оклад учителя? Ставка?
— У каждого по-разному.
— Ваша?
— Около четырёх. То есть возьмём эти 3 500-4 000, умножим на 30 процентов, получается примерно полторы-две тысячи.
— У вас сегодня есть возможность сказать что-нибудь нашим чиновникам, нашим политикам – тем, кто правит нашей жизнью. Что вы им пожелали бы? Пожелания в День учителя от молодой учительницы Анны Поповкиной?
— Я хотела бы им пожелать, чтобы на нас почаще обращали внимание. Если посмотреть, во всех других странах профессия учителя и профессия врача – это святые профессии. На них все равняются, о которых все думают. К сожалению, кроме нашей страны. Поэтому мне бы хотелось, чтобы на нас обращали внимание не только в связи с выборами, но и просто так.
— Мы не имеем право называться державой ровно до той поры, пока уборщица в губернаторской приёмной будет получать больше учительницы. И никто не переубедит меня в обратном.
Всех учителей я поздравляю с праздником. Искренне! Здоровья вам, добра и благополучия. И живите, пожалуйста, долго-долго. Всего вам доброго!